Thursday, September 27, 2007

Галки и напильники, или выпускаем новую версию продукта.

Ни для кого не секрет, что практически любой коммерческий продукт выпускает новую версию для того, чтобы срубить побольше бабла. Вариантов два:
- Заставить проапгрейдиться старых клиентов
- Привлечь новых клиентов

Что движет пользователями в этом случае? Думаю, что одна из ключевых позиций - "иметь последнюю версию модно, тем более все знают, что более новая версия надёжнее и с бОльшим количеством функционала". Ведь если фирма регулярно выпускает новые версии, значит, она заботится о своих клиентах, исправляет баги, улучшает интерфейс, повышает удобство и скорость работы… В общем, всё в новой версии продукта хорошо. Но есть такая проблема…

Существуют разные частные случаи новых версий. Некоторые слишком увлекаются списками фич, заболевают галочкоманией и теряют часть клиентов, которые осознанно отказываются переходить на более новую версию из-за того, что старая менее грузная и не пресыщена излишним функционалом. Вспомним опять же ACDSee и Nero.

Другие же добавляют фич в мерах допустимого, но забывают о напильнике - непреложное правило гласит, что каждая последующая версия должна быть не более глючная, чем предыдущая. В идеальном же варианте глюкавость должна уменьшаться с каждой новой версией. В пример приведём Microsoft, который регулярно по различным причинам забывает о напильнике. Здесь можно сказать, что то, что сходит с рук Microsoft, не сойдёт с рук вам. Не повторяйте их путь. Например, ту же Vista выпустили, фич добавили, дизайн подкрутили, всё супер. Но вот теперь "после сборки обрабатывают напильником" уже год как, и конца-края этому пока не видно.
И есть третий вариант, когда изменений накопилось достаточно, чтобы огласить новую версию, они находятся в рамках разумного, чтобы не перерасти в галочкоманию, и о напильнике помнят крепко. Приведём в пример другого гиганта, чтобы Microsoft не было одиноко. Apple. Сейчас ходит много разговоров о Леопарде. Как написано здесь новых явных фич между 10.4.10 и 10.5.0 - всего три. Неявных, "шлифовочных" - много больше. О сравнении 10.4.0 и будущей 10.5.0 даже страшно говорить - нового функционала для увеличения номера мажорной версии набралось немало. Конечно же, так и хочется встать во весь рост и громко сказать - смотрите, так делать правильно! Клиентура от такого хода уменьшаться не будет точно.

Другой вариант о том как делать вроде бы правильно, но всё же не стоит, это IE. Особенно радует переход с 6-ой версии на 7-ую. Такое впечатление, что просто кто-то сказал: "Ребята, если мы выпустим висту с 6-ым эксплорером - стыд нам и позор. Давайте что-нибудь быстренько забабахаем!" И забабахали следующую мажорную версию. Да, дизайн поменялся. И, конечно, радует, что dashed в стилях границ отображается как dashed а не dotted. Но до полной адекватности… ну, вы все и так об этом знаете, чай написано об этом замечательном браузере достаточно. Так вот, это яркий пример сделанного "по правилам". Баги подправлены, новые фичи добавлены. Но, как видите, результат всё же оставляет желать лучшего.

Поэтому, если у вас есть хоть какая-то независимость от сроков и, соответственно, деньги не жгут вам пятки, постарайтесь не забыть о напильнике. О нём почему-то забывают чаще всего. Если же в срок вы никак не успеваете, тогда не забудьте об апдейте, который должен выйти очень быстро после релиза. Ваша расторопность в затыкании [преднамеренно] оставленных дыр практически всегда положительно влияет на карму. Чем больше дыр, тем быстрее должен выйти апдейт, чтобы пользователи вас простили.

И последнее, если вы имели глупость дать обещание включить в следующие версию что-либо, выпустить её к сроку и дальше по списку - придётся подсуетиться и всё же выполнить. Причём, с минимальными отклонениями от текста обещания. Если есть возможность - лучше не обещайте вообще ничего. А анонс делайте только когда уверены на 100%. Это сбережёт нервы и деньги вам, и принесёт радость покупателям.

No comments:

Post a Comment