Sunday, November 22, 2009

о некоторых шаблонах в фэнтези — summary

Это я уже озвучивала раньше, но решила записать, чтобы не забыть.
Когда человек пишет «обычную» художественную литературу о событиях в нашем, реальном мире, ему не нужно вводить читателя в контекст. Или нужно делать минимальные объяснения.
Когда человек пишет «фантастику», то ему нужно очень многое объяснить читателю. Поэтому самым популярным персонажем практически любой современной фэнтэзи будет «попавший из нашего мира в другой», или «человек с амнезией», или «малообразованный, живший в изоляции от внешнего мира».
Поэтому мы смотрим на мир глазами Гарри Поттера, Фродо Бэггинса, или Корвина Эмберского (который, чего уж грешить, первые две сотни страниц ничего не понимал, как и читатель).
Конечно, кроме всего прочего это делается и для того, чтобы читатель мог отождествить себя с главным персонажем, но могу поспорить, что, например, с точки зрения Рона Визли или Драко Мэлфоя, или Элронда, повествование было бы намного интереснее. Но тогда у писателя не было бы зацепок, чтобы раскрыть перед читателем весь свой замысел. Ведь если бы Элронд в какой-то момент остановился и начал сам себе рассказывать почему происходит то-то и то-то, это выглядело бы по меньшей мере неестественно. А так он может со спокойной душой объяснить это ничего не знающему маленькому хоббиту.
И овцы целы, и волки сыты…
Самое удивительное заключается в том, что такой болезнью страдает именно фэнтэзи. У научной и космической фантастики есть, конечно же, свои образчики, но их не так много, и они в большинстве своём из «свежих» творений. В старой фантастике такого намного меньше.
Чем вызван такой разброс — я затрудняюсь ответить. Возможно, это происходит потому, что многие думают, что фэнтэзи писать проще, так как не нужно знать законов [к примеру] физики. Но это не избавляет нас от других обязанностей. Я сама знаю, что страдаю тяжёлыми формами канцеляризма и деепричастных оборотов, и первая же крупная форма, которую я решила создать, выглядит как «наши в другом мире». Но даже такую заезженную тему я попыталась подать посвежее. Люблю, знаете ли, переигрывать старые сюжеты.
Хорошую фантастику писать изначально сложнее, потому что её нужно подавать тоньше. И если вы считаете, что не можете написать для начала «реальную» вещь, за фантастику (будь это даже фэнтэзи) лучше пока не браться.

No comments:

Post a Comment